Пресса о нас

28 августа 2017

Журнал "Фармацевтический вестник"

Российский рынок аллергодиагностики активно развивается 

14.08.2017

«Фармацевтический вестник» Август, 2017 №25

Ни один доктор, даже продвинутый, не рискнет поставить диагноз без лабораторных исследований. При этом адекватное лечение зависит не только от профессиональной подготовки врачей, но и от качественных средств и методов диагностики. Особенно, если речь идет о лечении аллергии, где уже насчитывается более тысячи агентов, вызывающих развитие заболевания.

В России уже достаточно давно сформирован рынок аллергодиагностики. Основными его игроками являются Phadia (Швеция), Dr. Fooke (Германия), «Алкор Био» (Санкт-Петербург) и «Иммунотэкс» (Ставрополь). Каков общий объем рынка, однозначно сказать сложно. По оценкам специалистов, общая стоимость анализов на аллергены, производимых за год в России, может составлять от 6 до 9 млн долл. На первом месте по продажам, по мнению ряда аналитиков, стоит шведская Phadia (с 2011 г. является подразделением американской Thermo Fisher Scientific). В денежном выражении на нее приходится 25—30% рынка. «Алкор Био» свою долю на рынке лабораторной аллергодиагностики оценивает в 11—15%. С учетом того, что шведские тест-системы в несколько раз дороже российских, по натуральному объему продаж Phadia и «Алкор Био» близки. Если говорить про ассортимент, то, например, Dr. Fooke предлагает 700—800 аллергенов, что сопоставимо с аллергенной панелью «Алкор Био».

К развитию нового для себя направления — аллергодиагностики — компания «Алкор Био», основанная в 1992 г., приступила в 2002 г. Вначале это был импорт итальянских тест-систем и аллергенов С.A.R.L.A. Но в том же году была создана лаборатория аллергологии с целью разработки собственной тест-системы и аллергенов к ней. В 2010 г. компания завершила разработку, зарегистрировала в Росздравнадзоре и выпустила на рынок набор реагентов «АллергоИФА-специфические IgE» для определения специфических иммуноглобулинов класса Е в сыворотке крови. На тот момент это была панель из 73 готовых к использованию аллергенов, наиболее востребованных в диагностической практике.

Задачи импортозамещения перед российскими компаниями тогда еще не ставили. Тем не менее, по словам президента «Алкор Био» Дмитрия Полынцева, рынок позволял это делать. «Мы всегда планировали заниматься аллергодиагностикой — с момента создания компании это входило в пакет идей, которые легли в основу нашего бизнеса». Каждый год фирма расширяла аллергенную панель на 100—150 позиций. В июле этого года она выпустила на рынок новый продукт — антиген Toxoplasma gondii (штамм RH), предназначенный для диагностики токсоплазмоза.

Хотя игроков на рынке вроде бы немного, отечественные производители лабораторных тест-систем работают в условиях жесткой конкуренции. Наша страна пока не производит собственных так называемых закрытых анализаторов, и лаборатории, где уже стоит импортное оборудование, вынуждены закупать реагенты того же производителя, так как анализаторы, как правило, «заточены» под собственные реагенты. К тому же общее сокращение госбюджета влечет за собой и сокращение бюджета здравоохранения, а производители реагентов поставляют свою продукцию, по большей части, в государственные ЛПУ. Учитывая это, «Алкор Био» с момента своего создания ориентируется на производство не только для внутреннего рынка, но и для экспорта. Для реализации этой задачи компания выстроила многоступенчатую систему контроля качества как каждого полупродукта, так и готовой формы.

Автор: Ольга Островская